Trotz allem

Записи с темой: читаю (список заголовков)
04:28 

Дмитрий Геннадьевич Семеник - Насилие не сломает нас! (2010)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
В нашем мире много насилия и мало специалистов, которые могут помочь в переживании его последствий, всегда чрезвычайно чувствительных. Также важная и непростая задача для многих людей — перестать быть жертвой по жизни, то есть преодолеть определенное неверное самоощущение, которое повышает вероятность для нас стать жертвой. Это очень простая и доступная для понимания книга, адресованная не специалистам, а простым людям, призванная помочь в разрешении этих задач.

Мне понравилась фраза, сказанная в предисловии.

Ценна любая помощь, в том числе и такая, которую можно получить от книги.


Под знаменем с этой фразой я и стала читать.

Было много плохого

Я читала книгу, как если бы я была одной из собеседниц. Не жертвой, которой пытаются помочь. Не примерять на себя, а слушать чужое мнение о гипотетической ситуации. И если примерять на себя, то с осторожностью, чтобы ответить, основываясь на собственном опыте, но как равная равным, а не как травмированная жертва.

Что в книге есть хорошего:

Есть реальные советы о том, как пережить насилие - в самом начале.
Ближе к середине хороший монолог бывшей жертвы домашнего насилия - он оценочный, он личный, но он уж точно не для воздействия на читателя, а для обмена опытом. И там тоже есть практические советы.

Если человек христианин и ему могут подойти терапевтические возможности религии - можно читать.
Если не христианин, но нуждается в помощи - тоже можно читать. В принципе, людям, которые нуждаются в помощи, можно читать вообще всё, что угодно. Лишь бы помогло.

Книга ведь и написана для помощи. Иногда помощь оказывается неудачной - в этом может не быть ничьей вины, просто психотерапия должна проходить с резонирующими людьми, а ведь не каждый психолог обязательно будет со мной на одной волне. И на этот случай в книге есть отличная фраза одной из психологинь:

Если человека не убил насильник, не добьёт и психотерапевт.


Если нет сил на такой подход, книгу читать не стоит.

@музыка: Muse - Map of the problematique

@темы: читаю, Дмитрий Геннадьевич Семеник

04:31 

Сабина Дарденн - Мне было 12 лет, я села на велосипед и поехала в школу (2004)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
История Сабины Дарденн, двенадцатилетней девочки, похищенной сексуальным маньяком и пережившей 80 дней кошмара, потрясла всю Европу. Дьявол во плоти, ранее осужденный за аналогичные преступления, был досрочно освобожден за «примерное поведение»…

Все «каникулы» Сабина провела в душном подвале «проклятого Д» и была чудом спасена. Но на этом испытания девочки не заканчиваются — ее ждет печальная известность, ей предстояло перенести тяжелейший открытый судебный процесс, который был назван делом века.

Спустя восемь лет Сабина решилась написать о душераздирающих событиях, в мельчайших деталях описала тяжелейший период своей жизни, о том, как была вырвана из детства и о том, как ей пришлось заново обрести себя.


В 1996 году мне было 7 лет, а вам?

Во время виктимблейминга мы (и не только мы, но и сами выжившие) ищем в поведении жертвы что-то, что привело её в ситуацию насилия. Ну, и сами пережившие насилия тоже ищут эти причины. А когда мы видим истории успеха, истории людей, которые не сломались, или истории выживших — тогда мы (а также сами выжившие) ищем в их поведении «рецепт» победы. Пока я читала историю Сабины, я думала, что и то, и другое - это просто попытка контроля, а на самом деле нет универсального рецепта ни для предотвращения насилия, ни для выживания.

Сабина много размышляет о том, что она делала или чего не делала, о чём она думала и чего хотела, и ищет в себе особенность, которая помогла ей выжить. А я думаю, что она вполне обычная двенадцатилетняя девочка:

...я не собиралась винить их [родителей] в чём-то, потому что я и сама чувствовала себя виноватой. Прежде всего в том, что дала схватить себя, затем в том, что выносила этого ужасного типа. И в глубине души я всё-таки не до конца верила в них. Я была последним ребёнком, и у меня всегда было ощущение, что я мешаю другим, что я в доме не на своём месте. Что я всё делаю хуже, чем другие. Поэтому мысль о том, что меня бросили, легко проникла в моё сознание. И тем не менее я была одержима тем, чтобы выжить, чтобы написать, чтобы потребовать в какой-то степени той любви, которой мне недоставало прежде. И себя я обвиняла в том, что не слушалась, что не была достаточно внимательной по отношению к другим, что не убиралась в доме, что была слишком независимой, что у меня был такой отвратительный характер... Что я не была достаточно милой... Значит, за это я и наказана. Иногда я восставала, считая, что они и пальцем не шевелят, чтобы вызволить меня отсюда. Но в то же время я всегда надеялась, особенно первые недели, что мои родители перевернут всю Бельгию, чтобы отыскать меня.


И 80 дней Сабины, и 3096 дней Наташи - обе они были совершенно обычными девочками, не героинями, не сверхлюдьми. С ними случилось насилие только по одной причине: им не повезло. Они выжили только по одной причине: им повезло.

Но после прочтения истории Сабины я решила, что в условиях, когда насилие случается или не случается только потому, что "повезло", один рецепт выживания всё-таки есть.

Не стараться умереть. Ещё лучше - стараться не умереть, но на крайний случай и первое сойдёт.

И тогда, может быть, повезёт.

изображение

@музыка: Дайте танк (!) - Грех

@темы: читаю, цитаты, Сабина Дарденн

03:57 

Иоганн Вольфганг Гёте - Страдания юного Вертера (1774)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Книга Страдания юного Вертера отражает промежуток жизни автора романа - Иоганна Вольфганга Гете, а именно пережитые им чувства любви и переживаний. История героя носит трагический характер. Молодой человек, испытывающий высокие, но безответные чувства, находится в дисбалансе с обществом, и пребывает в состоянии меланхолии. Его мысли чаще останавливаются на варианте самоубийства, которое потом будет толковаться, как проявление свободы воли. Такой образ героя крепко устоится в мировой литературе, и будет порождать подражание и дополнение себя. После выхода произведения в свет, появился термин вертеризм, обозначающий конфликт человека с миром.

Эффект Вертера (синдром Вертера) — каскадные самоубийства.

Если в окружении самоубийцы есть люди, стоящие на пороге такого же решения, то в его действиях они могут увидеть "подсказку" к действию или "доказательство необходимости" суицида — и тоже покончить с собой [тем же способом]. А в их окружении тоже могут оказаться такие люди... Это касается и тех, кто детально узнал о происшествии из СМИ или других источников. Мы животные с высокой способностью сопереживания.

Феномен каскадных самоубийств назван по имени главного героя полуавтобиографической книги Гёте. Парень подробно изливает свои переживания, убеждает себя в необходимости умереть, а в конце (спойлер) кончает с собой. Книга спровоцировала волну подражающих самоубийств по всей Европе. После такого успеха её надо было прочитать))

Но собиралась я долго. Не люблю Гёте. Ни в "Фаусте", ни в "Вертере" конфликт человека с миром не выступает для меня центральной темой, поэтому мне не близки рецензии, которые хвалят Гёте за умение его показывать.

Фаусту я ещё хоть как-то сопереживала, но Вертеру - совсем нет. Может, будь я подростком, я бы его лучше поняла. Но он неприятен мне - даже той мне, которая была подростком. О себе он мнения высокого, о других - невысокого. В первой части романа не устаёт повторять, как он всем нравится и как все от него в восторге - этакая мужская версия Поллианны (а я терпеть не могу Поллианну).

А ещё я не люблю "романы в письмах". В общем, чисто ради художественной ценности читать бы не стала. Но не жалею.

Гёте говорил, что современность с её «нешуточным безумием» и «нестерпимым внешним гнётом» может всегда и на любом этапе исторического бытия пробудить в юном, незащищённом сердце «волю к смерти». «Я мог бы написать нового "Вертера", от которого у людей волосы станут дыбом пуще, чем при чтении первого». Гёте, мужественно приявший мир со всеми его невзгодами и радостями, всегда помнил, каких усилий ему стоило преодоление «неприятия мира» как в «эпоху Вертера», так — увы! — и позднее.


Это я понимаю.

изображение

@музыка: 7 раса - Ты или я

@темы: читаю, цитаты, Иоганн Вольфганг Гёте

04:13 

Ольга Николаевна Громыко - Верные враги (2005)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Это – сказка, рассказанная зимней ночью. Веселое и грустное повествование о вражде и дружбе, магии и смекалке, благородстве и предательстве, любви и ненависти, между которыми один шаг по глубокому снегу. Это – кусочек белорской истории, не попавший в летопись, но воспетый в легендах. А что в ней ложь и что правда – пусть останется на совести автора…

О том, как я не люблю юмористическое фентези, тоже впору легенды слагать. И почему-то всё время читаю, причём основную массу - с подачи Беркута. И оно постоянно оказывается хорошим. [А я продолжаю называть это исключением, как и положено предвзятым людям.]

Я не люблю Ольгу Николаевну Громыко - за три вещи:
- цикл про ведьму, которую мне стыдно называть по имени - как практически и всех представителей этого жанра;
- гхыр, который на разные лады стали повторять толпы людей, считающих, что так они будут звучать некаквсевее и культурнее - это как шуточки из Пратчетта, которые все стали цитировать в каждом предложении;
- [я не придумала, что написать в посте, но я настолько не люблю весь этот жанр, что зарезервирую место для ещё одного недостатка. Придумаю - допишу.]

Инфантильная книга (как и весь этот грёбаный жанр). Главная героиня - одна из разновидностей Мэри Сью, с той лишь разницей, что эта "неформальная" (с пафосным юношеским максимализмом) Мэри не хочет вызывать у всех встречных восхищение, а хочет их выбешивать - и радуется. Занимает по отношению к окружающим превосходящую позицию - "я что-то знаю, но никому не скажу, всё продержу в себе, а свои действия никак объяснять не буду".
Образ одиночки, которая знает больше, чем говорит, - ах, как привлекательно было бы. На практике же нельзя без травм находиться только в окружении врагов - и нельзя действовать так, будто ты самостоятельная и совершенно независимая единица, без общества.

И, разумеется, у всех персонажей есть узнаваемые шаблоны поведения, а сам мир тоже шаблонно-шовинистский.

Если кому-то нравится юмористическое фентези - "Верных врагов" можно смело рекомендовать, это один из замечательных образцов. Я фыркала над многими шутками (больше двух раз), а от романтических моментов - это же любовный роман, разумеется - перехватывало дыхание (я вообще впечатлительная).

Интересно, какой книгой Беркут кинет в меня в следующий раз.

изображение

(А иллюстратор здесь Шелену явно романтизировал, потому что вот эта девушка явно не тянет на "серую мышку, на которых с удовольствием женятся, а потом с удовольствием изменяют".)

@музыка: Гражданская оборона - Кто-то другой

@темы: читаю, Ольга Николаевна Громыко

07:15 

Лена Климова - "Настоящая девчонка. Книга о тебе" (2018)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Позволь мне пригласить тебя в путешествие. Мы поднимемся к вершинам твоих гор и опустимся в глубины твоего океана. Мы покинем твою личную вселенную и навестим соседние. Мы даже выйдем за пределы времени и посмотрим в будущее. Мы станем задавать вопросы, искать ответы и совершать открытия. Готова отправиться в путь?

Дочитала — и сразу заказала издание в твёрдой обложке для своей племянницы.

читать дальше

Я заказала издание в твёрдом переплёте. Без сомнений.
Подробнее о «Настоящей девчонке» можно прочитать у Лены Климовой, там же написано, где и на каких условиях можно найти книгу — в том числе бесплатно. В мягкой обложке купить можно всегда, а если вы тоже собираетесь заказать в твёрдой — для долговечности — нужно написать об этом авторке до 1 апреля (контакты по ссылке). Оплачивать этот заказ сразу не понадобится, только когда Лена Климова получит тираж.

изображение

@музыка: Dope Stars Inc. - Vyperpunk

@темы: читаю, Елена Климова

10:29 

Антония Сьюзен Байетт - Обладать (1990)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Оригинальное название - Possession: A Romance. Аннотация традиционно скучна.

«Обладать» — лучший английский роман 90-х годов и, несомненно, лучшее произведение Антонии Байетт. Впрочем, слово «роман» можно применить к этой удивительной прозе весьма условно. Что же такое перед нами? Детективный роман идей? Женский готический роман в современном исполнении? Рыцарский роман на новый лад? Все вместе — и нечто большее, глубоко современная вещь, вобравшая многие традиции и одновременно отмеченная печатью подлинного вдохновения и новаторства. В ней разными гранями переливается тайна английского духа и английского величия. Но прежде всего, эта книга о живых людях (пускай некоторые из них давно умерли), образы которых наваждением сходят к читателю; о любви, мятежной и неистовой страсти, побеждающей время и смерть; об устремлениях духа и плоти, земных и возвышенных, явных и потаенных; и о божественном Плане, который проглядывает в трагических и комических узорах судьбы человеческой... По зеркальному лабиринту сюжета персонажи этого причудливого повествования пробираются в таинственное прошлое: обитатели эпохи людей — в эпоху героев, а обитатели эпохи героев — в эпоху богов. Две стихии царят на этих страницах — стихия ума, блеска мысли, почти чувственного, и стихия тонкого эротизма, рождающегося от соприкосновения грубой материи жизни с нежными тканями фантазии. «Обладать» занимает уникальное место в истории современной литературы и, при своем глубоком национальном своеобразии, принадлежит всему миру. Теперь, столько лет спустя после выхода шедевра Байетт, кажется мало Букеровской премии, присужденной в 1990 году. Как, может быть, мало и Ордена Британской империи, врученного автору чуть позднее...

С «романами» у меня ассоциируется Картленд — а это ничего хорошего не обещало! Меня не удивило, что среди скачанных книг нашёлся роман: восьмигиговая библиотека заархивированных текстовых файлов содержит МНОГО неожиданностей. К чтению я приступила скептически.

И сразу же увлеклась описанием литературоведческого мира. С самого начала книга стала сложной: восхитительные параллели сюжетов и множество сквозных тем. Чем дальше — тем сложнее. Здесь и рыцарство, и детектив, и авантюра — и получается действительно роман в классическом смысле, без пошлостей.

Завязкой сюжета можно считать сцену, в которой Роланд Митчелл, исследователь творчества Падуба, берёт в Лондонской библиотеке том «Оснований новой науки» Вико, принадлежавший некогда поэту, и обнаруживает между страниц черновики писем, адресованных неизвестной женщине. Это обстоятельство интригующе вдвойне: во-первых, Роланду первому попали в руки эти черновики, во-вторых, Падуба всегда считали любящим и верным мужем, ибо до сих не находилось ни одного свидетельства тому, что у поэта могла быть интрига на стороне.

Тайн в романе много, сюжетных поворотов ещё больше, а интрига сохраняется до самого конца — и кое-что остаётся только лично для читателя.

Характеры исторических персонажей описаны очень достоверно – я не знала, существовали ли в реальности Рандольф Генри Падуб и Кристабель Ла Мотт, и не хотела знать до конца прочтения.
Поразительная смысловая нагромождённость. Possession – это настоящий образец вложенных смыслов, которые украшают сюжет многими декорациями, но не как в «Улиссе» Джеймса Августина Алоизиуса Джойса (этот торт я никому не посоветую), то есть не заслоняют собой основной сюжет.

Много рассуждений о феминизме и феминистках, в том числе о женщинах «пограничного», дофеминистского периода. Какой бы точки зрения ни придерживалась Байетт, авторское мнение не давит на читателя. Книга написана в 1990 году, с тех пор феминизм и феминистки успели измениться, но тем интереснее.

Это медленное чтение, поэтому не знаю, следует ли его советовать. Но говорят, ещё фильм есть. Интересно, как в нём передали все эти параллели и детали.

изображение

@музыка: Ария - Осколок льда

@темы: читаю, Антония Сьюзен Байетт

08:05 

Лиза Си - Снежный цветок и заветный веер (2005)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Роман о давно изменившейся стране, об ушедших людях и исчезнувшей культуре. Автору удалось вызвать из небытия не только своих героев, но и целый культурный слой, возродить отношения и чувства, часто нам непонятные. Такой же завораживающий и эмоциональный, как «Мемуары гейши», роман рассказывает о великой загадке - женской дружбе. Эта книга Лисы Си произвела фурор в издательском мире; еще до первой публикации права на нее были проданы в 18 стран.

Книга, о которой я много слышала, как о "книге про бинтование ног".

И про бинтование ног там было! и читать это было больно >_< Но в итоге "Снежный Цветок и заветный веер" оказалась книгой о женской дружбе в мире, где люди настолько подчинены правилам на каждый случай жизни, что у них не остаётся места для самой жизни.

Грустно, что люди так жили, и грустно, что соблюдение правил и сейчас может заставлять людей быть несчастными.
Надо фильм посмотреть.

«Мы можем ожидать, что наши мужья разлюбят нас, они имеют на это право, а мы всего лишь женщины. Но вынести подобное от другой женщины, которая из-за своего пола видит в жизни так много жестокости, просто невозможно».

изображение

@музыка: Marilyn Manson - You're so vain

@темы: Лиза Си, читаю

04:25 

Иоганн Вольфганг Гёте - Фауст (~1790-1830)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Великий Гете задумал своего "Фауста", когда ему было немногим больше двадцати лет, а завершил трагедию за несколько месяцев до кончины. Это произведение стало итогом философских и художественных исканий автора - поэта, драматурга, прозаика, крупнейшего ученого своего времени, человека энциклопедических познаний. Герой трагедии доктор Иоганн Фауст жил в первой половине XVI века и слыл магом и чернокнижником, который, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О Фаусте ходили устные легенды, он был героем театральных представлений, к его образу обращались авторы - Г.Р.Видман, К.Марло, Ф.М.Клингер, Г.Э.Лессинг и другие. Под пером Гете история о Фаусте, посвященная вечным темам познания жизни и трудности человеческого пути, стала одной из вершин мировой литературы.

Я читала "Фауста" в старших классах школы. Тогда я глотала всё, что мне ни дай, и вполне получала удовольствие. Сейчас я прочитала "Фауста" с большим-большим сомнением. Вот вам краткий пересказ без поэтических деталей и важных событий.

Господь и дьявол поспорили, можно ли совратить Фауста (который даже в Господа не верит) с истинного пути. Мефистофель говорит, что легко сделает это, и получает полную власть над доктором (как над Иовом).

Фауст заключает сделку с Мефистофелем, молодеет, соблазняет первую встречную девушку, обещает любить всю жизнь, даже не думает жениться, убивает её брата, сбегает, празднует и веселится. Девушка рожает от него ребёнка, убивает ребёнка, её судят. Фауст вспоминает про опозоренную девушку и идёт вызволять её из темницы. Она не идёт, Фауст впадает в депрессию и проводит в ней какое-то немалое время.

Потом они приходят к какому-то императору, развлекают его на пирушках и решают его проблемы с деньгами, а затем Фауст внезапно обещает вызвать дух Елены (не посоветовавшись с Мефистофелем). То есть сам что-то наобещал, а потом приходит и говорит: ты ж здесь дьявол, ты и придумывай, как это исполнять.
Когда Фауст видит Елену, он сходит с ума и пытается её поймать. Она, будучи соткана из дыма, рассеивается с хлопком, а Фауст... впадает в депрессию и требует от Мефистофеля Елену обратно.
И даже получает Елену и живёт с ней какое-то время и не хочет расставаться, но в какой-то момент (не важно, почему) Елена его таки покидает и уходит туда, где и должна быть. А Фауст впадает в депрессию!! Надолго!!

Чтобы вытащить из этой депрессии, они снова приходят к императору и ввязываются в войну. В принципе, это практически все деяния Фауста. После них он превращается в склочного старикашку.
И потом, когда Фауст таки умирает (хотя обстоятельства его смерти тоже кажутся мне сомнительными), и тут - внимание:

Согласно условиям контракта душа Фауста должна попасть в ад. Однако пари, заключённое между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, Господь разрешает в пользу спасения души Фауста, поскольку тот до последнего дня своей жизни трудился на благо человечества.

О _ О

Претензий у меня по тексту много было, но это всё перевешивает.
Итого: от содержания удовольствие сомнительное, хоть своего "Фауста" пиши.
От формы особого удовольствия тоже не получила, не люблю рифмованный текст.

@музыка: Пионерлагерь Пыльная Радуга - Март

@темы: Иоганн Вольфганг Гёте, читаю

03:46 

Зигмунд Фрейд - Статьи о кокаине (~1884-1887)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
В настоящем издании вниманию читателей предлагается пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Молодой ученый потратил немало времени на изучение медицинских свойств коки. В первое время Фрейд считал кокаин антидепрессантом как в соматическом, так и в психологическом отношениях. И то и другое воздействие Фрейд испытал на себе, как впоследствии исследовал бессознательное с помощью самоанализа. Позднее ученый объявит кокаин опасным наркотиком и забросит дальнейшие исследования в этой сфере, не без труда избавившись от кокаиновой зависимости. Статьи, вошедшие в настоящий сборник, публикуются довольно редко, хотя именно под влиянием экспериментов Фрейда кокаин начали применять в глазной хирургии. Основное же их значение заключается в том, что они свидетельствуют о пробуждении у молодого Фрейда интереса к бессознательному, ставшему впоследствии основной темой исследований ученого.

Как ласково написал рецензент, эти статьи представляют собой комбинацию объективности и личной теплоты. Фрейд, который передал человечеству свой собственный невроз, до этого пытался подсадить человечество на собственный наркотик. Воистину, для Фрейда изучение Другого было познанием себя.
Зеленский написал целую собственную статью "Фрейд и кокаин", где разобрал кокаинового Фрейда, как настоящий кокаиновый фрейдист.

Статьи не представляют научного интереса и не могу сказать, что они мне так уж понравились. Разве что в смысле любопытства - Фрейд описывает свой опыт употребления кокаина.

@музыка: Megadeth - A Tout Le Monde

@темы: читаю, Сигизмунд Шломо Фрейд, Зигмунд Фрейд

09:58 

Марта Кетро - Хорошенькие не умирают (2017)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Новая книга Марты Кетро о путешествии, как внутреннем, так и физическом. Что чувствует человек, покидая одну страну и переселяясь в другую? Переходя в новый возраст? Теряя старую любовь и обретая новую? Здесь вы найдете ответы на эти вопросы, а ещё - ароматы весны, манго и моря, много солнца, яркие переживания и свежий взгляд на самые обыденные вещи. Потому что человек, закончивший определённый этап жизни, открыт для мира и беззащитен перед ним, как новорожденный.

Сборник.

Мне не нравится Марта Кетро, и вот я смогла сформулировать, почему.

Вот знаете, когда я вся такая толстая девочка в бабушкином свитере и очках, и меня все за это дразнят, и я мечтаю от этого избавиться. А потом появляется модная симпатяшка, которая популяризует эти самые очки, и на ней это круто выглядит, и все восхищаются - но на Моё Личное Восприятие Себя это не влияет.
Она вся такая мимимишная, сказочная, за что ни возьмись. А я не такая! не такая! не такая! Приземлённая, глупая, и вот то же самое думаю, один в один, но у неё выходит круто, а у меня не круто! не круто!
Можете такое представить?

Вот Марта Кетро делает это с невротичными интровертами, чуточку помешанными на смерти. И за это я её не люблю)
Но я выросла, и теперь мне легче притвориться, что я тоже такая же мимимишная.

изображение

@музыка: Дайте два - Веселиться

@темы: читаю

05:41 

Генри Томас Марш - Не навреди (2014)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Совершая ошибки или сталкиваясь с чужими, мы успокаиваем себя фразами "Человеку свойственно ошибаться". Но утешают ли они того, кто стал жертвой чужой некомпетентности? И утешают ли они врача, который не смог помочь?Нам хочется верить, что врач непогрешим на своем рабочем месте. В операционной всемогущ, никогда не устает и не чувствует себя плохо, не раздражается и не отвлекается на посторонние мысли. Но каково это на самом деле - быть нейрохирургом? Каково знать, что от твоих действий зависит не только жизнь пациента, но и его личность - способность мыслить и творить, грустить и радоваться?

Рано или поздно каждый нейрохирург неизбежно задается этими вопросами, ведь любая операция связана с огромным риском. Генри Марш, всемирно известный британский нейрохирург, раздумывал над ними на протяжении всей карьеры, и итогом его размышлений стала захватывающая, предельно откровенная и пронзительная книга, главную идею которой можно уложить в два коротких слова: "Не навреди".


Захватывающая, предельно откровенная и пронзительная.
Редко соглашаюсь с аннотациями, но это именно тот случай.

Это не какая-то "исповедь нейрохирурга", это просто живой человек, который нейрохирург. То есть нам не дают "увидеть человеческое в докторе", нам сразу показывают человека, и он при этом доктор.
Я не смогла придумать, как описать книгу: она такая человеческая, что у меня нет слов. Поэтому процитирую самого Генри Марша:

Снег всё ещё падал, и я снова поймал себя на мысли о том, до чего же я ненавижу больницы.


изображение

@музыка: Scorpions - House of cards

@темы: читаю, цитаты, Генри Томас Марш

14:04 

Манфред Шпитцер - Антимозг: цифровые технологии и мозг (2012)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
В Германии книга М. Шпитцера вызвала оживленную дискуссию. Его манера полемизировать кажется слишком агрессивной. Но тревога и забота автора о будущих поколениях обоснованна и оправданна. Нельзя не согласиться со Шпитцером в том, что цифровые СМК – благо для тех, у кого есть образовательная база, тогда они действительно способствуют развитию и приобретению новых знаний. Но они губительны для детей, более того, легкость обращения с цифровыми СМК не приучает трудиться вовсе, акцент делается на удовольствие. Губительность такой установки уже налицо!

Хорошая книга, которая мне не понравилась именно из-за агрессивной манеры полемизировать.
Кроме того, я не увидела в книге однозначного вывода, которого придерживаюсь сама.

Шпитцер не против цифровых СМИК и не считает их дьяволом 21 века. Он не призывает повсеместно их запретить - хотя из-за агрессивной манеры может сложиться такое впечатление.
Но мой вывод: с детьми надо больше заниматься лично, больше их нагружать живым общением. И пусть при этом у них будет смартфон с инстаграмом, куда они будут выкладывать фоточки - главное, что это не будет их _основное_ общение. Особенно в дошкольном возрасте.

@музыка: Babymetal - Catch me if you can

@темы: читаю, Манфред Шпитцер

13:56 

Линор Горалик - Агата возвращается домой (2008)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Приключения восьмилетней Агаты — это одновременно и сказка про зимний лес, бесенка и волшебное колечко в подарок, и притча о том, как человек учится принимать серьезные решения. Это история об искушении, о чувстве вины и о нарушении законов, данных родителями.

Совсем маленький рассказ, по которому даже пьесу поставили.
Хороший рассказ для детей: если кто-то думал, что бы такого детям предложить более современного, чем про курочку Рябу или Бабу-Ягу, то у Горалик получилось.

@музыка: Lene - Play with me

@темы: Линор Горалик, читаю

13:52 

Ален Роб-Грийе - Проект революции в Нью-Йорке (1970)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Опубликованный в 1970 году парижским издательством "Minuit" роман Алена Роб-Грийе "Проект революции в Нью-Йорке" является одним из принципиальных текстов литературы XX века. В нем французский писатель впервые применяет ряд приемов, - дереализация места действия, "сериализация" персонажей, несводимая множественность фабул, - которые оказали влияние на развитие кино, литературы и философии последних десятилетий. В этом романе Роб-Грийе дополняет "вещизм" своих более ранних книг радикальным заключением в скобки субъекта, прямой наррации и дескриптивных процедур традиционного романа.Влияние новаций Роб-Грийе на современный ему культурный контекст анализируется в классических текстах Мориса Бланшо, Роллана Барта, Мишеля Фуко и в предисловии Михаила Рыклина.

Очень неинформатиивный анонс.
Википедия немного помогает:

Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом.

Оливер Вулф Сакс в "Мигрени" упоминал про составленный Вильямом Джеймсом список качеств "мистических" состояний: невыразимость, абстрактность, мимолётность, пассивность. Мне нередко попадалась проза, авторы которой старались передать эти состояния, но получавшийся текст очевидно гипнотизировал только автора [в процессе написания], но никак не воздействовал на читателя.

У Роба-Грийе получилось: его текст течёт, как море, и вводит читателя в транс. Ритмично возвращающиеся вариации, обращённые к трём метафорическим деяниям: изнасилования, убийства и поджога - мысли изнемогающего рассудка, что живёт взаперти в собственном доме.

@музыка: Billy Talent - Burn the evidence

@темы: читаю, Ален Роб-Грийе

13:18 

Джаспер Ффорде - Четверг Нонетот

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
1. «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (The Eyre Affair, 2001)
2. «Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет» (Lost in a Good Book, 2002)
3. «Кладезь Погибших Сюжетов, или Марш генератов» (The Well of Lost Plots, 2003)
4. «Неладно что-то в нашем королевстве, или Гамбит Минотавра» (Something Rotten, 2004)
5. «Апокалипсис Нонетот, или Первый среди сиквелов» (First Among Sequels, 2007)

Четверг Нонетот (которую в оригинале зовут Thursday Next) живёт в Англии в параллельной вселенной, помешанной на литературе. Я не люблю "юмористическое фентези", а это пародийный мир, и некоторые детали сильно утрированы, но этот цикл меня не раздражает.

- пародия не используется, как основной комический элемент: есть оригинальный сюжет, который хорош и без пародии;
- много литературных отсылок (понимаю не все, но которые понимаю, приносят удовольствие).

При переводе часть шуток теряется.
Переведены не все книги(

@музыка: Nirvana - Breed

@темы: читаю, Джаспер Ффорде

11:42 

Наташа Мария Кампуш - 3096 дней (2010)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Громкая история Наташи Кампуш, описанная в этой книге, всколыхнула всю Европу. В самом центре континента, в маленькой и чинной Австрии маньяк похитил 10-летнюю девочку и 8 лет держал ее в заточении. Вся австрийская полиция была поставлена на ноги. Девочку искали даже в соседних странах, но безрезультатно. Никто и предположить не мог, что все эти годы она провела в подвальной каморке два на три метра и высотой 160 сантиметров. История закончилась чудом - пленница сумела бежать, а похититель, поняв, что вот-вот за ним придут полицейские, покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Девушка решилась открыть всю правду о своей жизни в заточении, рассказать о пережитых детских страхах, слезах и отчаянии, а также о неоднозначных отношениях с похитителем Вольфгангом Приклопилом.

Наташа родилась в 1988 году, она старше меня всего на год. Сбежать от своего похитителя она смогла в 2007. В две тысячи седьмом. Это ж совсем недавно было, в смысле, не в далёкие тёмные времена, а вот, на моей памяти.

Книга небольшая, и прочитала я её запоем. А потом пошла в гугл собирать дополнительную информацию. И обнаружила, что фантазии СМИ в отношении Наташи - беспредельны. Наташа о них говорит и сама, но я всё равно была неготова. А всё потому, что Наташа - "нетипичная жертва".

Я как-то задавала вопрос, какими словами жертва должна говорить о насилии, чтобы ей поверили? Ответа не получила. Потому что как только жертва начинает _говорить_ о насилии, она сразу же начинает выглядеть слишком сильной для жертвы. Почему-то жертва обязательно должна быть сломленной, искалеченной, неспособной вернуться в нормальную жизнь.

Я понимаю, почему людям трудно говорить об инвалидах, или о переживших насилие, или ещё о чём. Но вообще-то бесконечное сочувствие - бесит)




И ещё

Журналистское расследование "История Наташи Кампуш" читать не стоит. Мне с первых же строк показалось, что авторы просто хотят нажиться на популярной теме. Сама Наташа сказала, что книга получилась спекулятивная и искажающая факты. Лично мне было мерзко читать что-то вроде "Наташа была хорошим счастливым ребёнком, и хорошо со всеми ладила" - в то время как в воспоминаниях самой Наташи её дразнили, обижали, а счастливой она себя не чувствовала вовсе. Ну и главное - авторы собрали множество фактов о повседневной жизни Наташи и её окружения, но эти факты совершенно никак не помогают прояснить причины случившегося.
Мне кажется, наиболее правдоподобно личность и мотивы преступника описала сама Наташа, в своей книге, написанной самостоятельно и от первого лица.

@музыка: Royal Blood - Hook, line & sinker

@темы: читаю, цитаты, Наташа Мария Кампуш

10:08 

Уильям Сьюард Берроуз - Голый завтрак (1959)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Уильям Берроуз (1914-1997) - один из основоположников битничества. Запрещенная в США, его вторая книга была впервые издана в Париже в 1959 году и до сих пор считалась непереводимой на русский язык из-за обилия сленга. "Героем и властителем "Голого завтрака" стал героин", - так американская критика писала об этом романе свободном от каких-либо условностей "общественного мнения". Мир наркоманских притонов, наркотические галлюцинации, сексуальные перверсии, психическая и физическая ломка наркомана - все эти "грязные" и скандальные темы нашли впервые художественное воплощение в романе, оказавшем огромное влияние на развитие современной западной литературы и экранизированном в 1991 году Д.Кроненбергом.

"Я недавно прочитала книгу, и мне интересно увидеть, как _это_ можно было экранизировать".

Содержимое книги - лучше. Но куда более бессвязное. Повествование нарезанное. Я бы ничего не потеряла, если бы не стала это читать.
Лучшее, что есть в книге - это название:

Название предложил Джек Керуак. До недавнего своего выздоровления я не понимал, что оно означает. А означает оно именно то, о чём говорят эти слова: ГОЛЫЙ завтрак — застывшее мгновение, когда каждый видит, что находится на конце каждой вилки.


Фраза "на конце газетной ложки" нравится мне больше)

Я не люблю нарезанное повествование. С одной стороны, оно даёт ощущение нереальности происходящего и оторванности. С другой - на мой вкус, такое написание зачаровывает прежде всего писателя, и только во вторую очередь - читателя. А я хочу, чтобы гипноз был направлен на меня.
Кроме того, чтобы стать загипнотизированной читательницей, мне пришлось бы находиться в изменённом состоянии сознания, специфическом, подходящем для восприятия.
Не знаю про 1959, но не уверена, что это нужно сейчас.

@музыка: Nirvana - Lounge act

@темы: читаю, Уильям Сьюард Берроуз

10:15 

Стивен Эдвин Кинг - Мистер Мерседес (2014)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Отставной полицейский Билл Ходжес возвращается к работе, так как ему не дает покоя нераскрытое дело - жестокое убийство восьми человек…
Брейди Хартфилд не может забыть пьянящее чувство, когда на угнанном "мерседесе" он врезался в группу ни в чем не повинных людей…
Брейди не хочет останавливаться - он уже планирует новое преступление, на этот раз намного более масштабное.
Биллу Ходжесу и его команде необходимо опередить его и спасти жизнь уже не десяткам, а сотням людей…


Я не знала, чего ждать от книги, но была уверена, что книга будет качественной. Кинг - отличный писатель, независимо от сюжета. Мне не нравятся его хорроры за нелогичность, но они всё равно отлично написаны, несмотря на эту нелогичность.

"Мистер Мерседес" - первый нуарный роман Кинга, как подсказывает мне Википедия. Оказался настолько хорошим, что потом Кинг написал ещё два (но их я решила не читать).

Беркут говорит, в сериале убийце можно сочувствовать - в смысле, детство, да и вообще жизнь у социопатов обычно не очень. Люди не так просто становятся социопатами. Не удивлюсь, если сериал получился глубже и лучше книги. В книге у Мистера Мерседес было достаточно травмирующих событий, но не так чтобы слишком. Книга заставляет подозревать всё-таки физиологические нарушения в работе мозга (которые, конечно, при благоприятных условиях могли бы и не проявиться или проявиться не так).

Поэтому книгу не советую (хорошая, но небольшая и достаточно простая), а вот сериал - наверняка получился превосходным)

@музыка: Linkin park - No more sorrow

@темы: читаю, Стивен Эдвин Кинг

03:47 

Малала Юсуфзай, Кристина Лэмб — Я Малала (2013)

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Малала Юсуфзай была дважды номинирована на Нобелевскую премию мира.
Журнал "Таймс" включил ее в список 16 самых влиятельных подростков 2013 года.
Журнал "Пипл" назвал Малалу Героиней года в 2013 году.
Она стала лауреатом Национальной книжной премии Великобритании 2013 года в категории "Нон-фикшн".
В день, когда ей исполнилось 16 лет, она произнесла речь в Организации Объединенных Наций и ее стоя встречали и провожали аплодисментами.
Малала Юсуфзай - школьница из долины Сват в Пакистане, бросившая вызов движению Талибан и приговоренная талибами к смерти, - чудом выжила после покушения.
"Я - Малала" - захватывающая история девочки, противостоящей международному терроризму. Эта книга заставит вас поверить, что даже один человек способен изменить мир…


Ну, не то чтобы "один человек", а "один человек, у которого есть для этого подходящие условия". У Малалы условия были: её отец нетипичный пуштун, уважающий женщин и поощряющий занятия Малалы активизмом)
Но книга хорошая, этакий пересказ истории от четырнадцатилетней девочки. Разумеется, многие факты были проверены и перепроверены,
но общая наивность стиля сохранена.


Как раз примерно в это время юноша из Пакистана просил меня нелегально оставить его в стране, а когда я не согласилась, стал просить выйти за него замуж. Долина Сват не совсем чтобы Пакистан, но недалеко ушла, так что я смогла лучше представить место, в котором он живёт.

@музыка: вагоновожатые - §┬a®T-טp ↑↑ ϻøλ0δостb

@темы: Кристина Лэмб, Малала Юсуфзай, читаю

11:03 

Роджер Джозеф Желязны - Амберские рассказы

Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей.
Когда я уже хотела обрадоваться завершению первого и второго пятикнижий, начались рассказы. И неудивительно! там можно было ещё пятнадцать пятикнижий написать, причём от каждого бы ещё по пятнадцать пятикнижий ответвилось бы в процессе.

Сказка торговца (1994) - о том, что случилось, когда Люк ускользнул от Образа (в "Принце Хаоса"). Не важно как, но Люк попадает к Виале, а она использует внезапную рояль-магию, которую никогда не использовала ранее и которая пришлась так уж кстати. В конце рассказа начинает ждать Корвина.

Синий конь, танцующие горы (1995) - о том, как Корвин увидел игру Дворкина и Сухэя в шахматы. Корвин там вообще был мимоходом - с Мерлином недавно расстался, - но рояльная игра двух королевских персон добавляет для читателя специй в общую историю.

Окутанка и Гизель (1994). "Окутанка", надо же! Кхм, в другом переводе это попросту "сокрытая". О том, как Мерлин снова встретился в Рандой - своей детской любовью. В рассказе она выступает в роли одного из кустовных роялей, проясняя расстановку политических сил вокруг Мерлина. А заодно, конечно, можно вернуться к Чеширскому коту. Это же было очень увлекательное психоделическое путешествие, почему бы не вспомнить о нём ещё раз, для радости фанатов?

Кстати, о шнурке (1995). Где-то в последней или предпоследней книге Мерлин оставляет Фракир - его привычный вспомогательный артефакт - потому что артефактов у него становится как-то уже слишком много. Тем более, что главное соло на рояле Фракир уже выполнила, и вряд ли она сможет сделать что-то более значимое в своей жизни. Я задавалась вопросом, как вышло, что Мерлин просто бросил свою помощницу и забыл о ней. И вот, для таких как я - рассказ, который удачно открывает новую сюжетную линию, тесно связанную с предыдущим рассказом.

Зеркальный коридор (1996). Тут Корвин встречается с Люком. Мы же этого ждали с первого рассказа. Они оба идут в зеркальный коридор - читатель с ним тоже уже знаком, и было бы жаль терять такой рояль, открывающий глаза на происходящее. Но главное, что происходит в этом рассказе - нам наконец-то открывают тайну двух мечей, Грейсвандира и Вервиндля. На эту тайну нам ничего не намекало НИКОГДА вплоть до последней книги, но уж зато в последней книге нам только про них и талдычили, при этом старательно избегая давать хоть какую-то информацию. А Самое Главное, что в игру вступает новый участник, который, конечно же, повлияет на расклад сил (который и так запутан).

Все рассказы происходят уже после того, как читатель ознакомился с "Принцем Хаоса". Все рассказы чуть полнее раскрывают картину, которую Желязны успел построить к десятой книге всех Хроник. На самом деле пространства для рассказов там хватит на десятилетия вперёд. Не без радости узнала я в предисловии к последнему рассказу, что Желязны умер в 1995.


"Наглядный путеводитель по замку Амбер" я читать уже не стала.

@музыка: Ундервуд - Я не сплю с фотомоделями

@темы: Роджер Джозеф Желязны, недочитаю, читаю

главная